Вы сейчас просматриваете Канон чая

«Канон чая» Лу Юя (733–804) — первая в истории человечества книга о чае. Этот трактат был написан в золотой век китайской культуры, при династии Тан. Его автор ныне обожествлен в Китае как дух — покровитель чайного дела. Храм Лу Юя находится в городке Тяньмэнь (Небесные Врата), а фигурка автора Канона украшает любую чайную, встречается и на семейных алтарях.В «Каноне чая» впервые дано системное описание чайного действа, содержится комплекс знаний о выращивании, обработке и географии произрастании чая, инструментах и технике чайной церемонии, а также традициях чаепития в Китае до эпохи Тан включительно (618-907).

Труд Лу Юя во многом стал образцовым для написания всех последующих сочинений по чайной традиции.Во времена Лу Юя чай пили совсем не так, как мы пьем сейчас — его варили в бронзовых котлах, добавляя соль. Однако в «Каноне чая» описывается не только техника заваривания, но и сама природа чая. В Каноне чай выступает не просто напитком, но объектом духовной практики. Сам автор предупреждает, что «если долго пить чай — окрылишься».

«Канон чая» полон причудливых историй о суровых даосских отшельниках с Киноварного холма, колдуньях, летающих на сосудах с чаем, демонах и духах. При этом указания Лу Юя как мастера чайной церемонии зорки и точны. Уже при жизни Лу Юя, в IX в. н.э. Канон чая стал классикой. В современной КНР трактат сохранил этот статус.Ниже мы публикуем выдержки из “Чайного Канона” Лу Юя.
(Переводчик – Бурба Армандас, редактор – Фещенко Андрей, консультанты – Жабин Василий, Лобусов Егор. «Поэзия чая» 2004-2005)


ИСТОКИ ЧАЯ


Чай происходит от великого дерева на Юге. Дерево может произрастать от одного или двух чи [1 чи – 31,5 см.] до двенадцати. В реках и ущельях Па Шаня [современная область Сычуань] есть деревья, обхват которых таков, что потребуется двое мужчин, чтобы обхватить их [ствол]. Такие деревья должны быть срублены для сбора [листьев].Ствол чайного дерева напоминает тыкву, a его листья – гардению. Цветок похож на цветок дикой красной розы, превращенный в белый. Семена похожи на таковые от кокосовой пальмы. Листья имеют аромат гвоздики, в то время как корни – как у грецкого ореха. Иероглиф для обозначения чая, который мы называем «чха», иногда изображается со знаком «трава», как существенным элементом…

Чай становится лучшим в почве, которая является немного каменистой, в то время как почва гравиевая и богатая является второй по достоинству. Желтая глина – худшая, и кусты, в ней посаженные, там не будут плодоносить. В посадке и пересадке чая применяются те же самые методы, которые касаются дыни, но чайный лист не может собираться до достижения растением третьего года.Чай, который произрастает диким, выше [качеством]; a чай сада на втором месте. Выращенные на солнечных склонах или в тенистых рощах, лучшие листья красновато-коричневые. Они превосходят зеленые листья. Чай c молодых и нежных первых побегов лучше, чем почки. Лучшие листья те, которые больше свернуты.

Листья, которые являются открытыми и развернутыми, вторые по качеству.Чай, собранный на cклонax или в долинах склона горы, не получающего солнца, не стоит усилий. Чай обладает холодной природой и может использоваться в случае блокировки или застоя кишок. В этом случае он является самым подходящим напитком. Если кто-то в целом умерен, но чувствует себя горячим или теплым, объятым меланхолией, страдающим от головной боли, жжения глаз, потревожен в членах или страдает в сотне соединениях он может принять чай четыре или пять раз. Этот напиток сравним с самой сладкой росой Небес.

Нужно принять меры против несвоевременного [сбора] чая, производства, которое не улавливает его сущность или фальсификацию другими растениями или травами. Питье такого чая может привести только к болезни. Вредные свойства чая мало чем отличаются от женьшеня. Наше знание o вредных свойствах женьшеня учит нас o подобных и в чае.


ВАРКА ЧАЯ

Всякий раз, когда Вы нагреваете чай [прессованную плиту], внимательно следите, чтобы он не был расположен между ветром и тлеющими угольками. Может вспыхнуть огонь и, если он охватит кирпич, нагревание чая будет неравномерным. Когда такое случается, схватите кирпич и придавите им огонь несколько раз. Тогда переверните его вертикально, пока не прогреется. Тогда вытащите [чайную плиту] и отложите. Когда форма начинает вздуваться, как спина жабы, отодвиньте [чайную плиту] на пять цуней от огня, переверните [несколько раз] и дайте отдохнуть, пока [она] не примет свое изначальное состояние. Тогда нагрейте снова.Когда чай [при производстве] высушен огнем, вы можете судить о достаточности прожарки по его гармоничности.

Когда чай высушен на солнце, его мягкость будет служить проверкой. В случаях, когда чай является особенно молодым и нежным, обработайте паром и затем раздробите, пока горячий. Почки и ростки сохранят свою форму, но листья должны быть мягкими. В случаях, когда листья жесткие, схватите тяжелый пестик и колотите листья, пока они не сломаются, как лакированные бусинки или сделаются, как храбрые солдаты, которые получили приказ не останавливаться и идти, пока y них не останется сил.Когда чай прогрелся до такой степени, что стебли стали мягкими, как ручка ребенка, переложите его в бумажный мешок, пока он горяч. Если Вы так сделаете, то ничего из безупречности и просушенности его [чая] не растратится. Разотрите [его] в порошок, как только он [чай] остынет.

Лучше всего для огня использовать древесный уголь, a при неимении такового, сгодятся вязанки очень твердой древесины. Однако, древесный уголь, который использовался прежде, будет испускать заплесневелое, противное и сальное зловоние. Никогда нельзя использовать как топливо маслянистую древесину или изношенную и выброшенную утварь.Древние [мастера] придавали огромную значимость для вкуса чая тому, чтобы он варился на дровах, которые заготавливались [выдерживались, сушились] длительное время.На вопрос, какую воду использовать, я хотел бы посоветовать, что, чай сделанный из воды горных потоков, наилучший, из речной воды хорош, но из колодезной воды худший.

(В поэме о чае говорится: «Когда вспоминается вода, я преклоняюсь перед чисто струящимися протоками Мин\’а [современный Сычуань]»).Вода из медленно текущих потоков, вымощенных камнями, или молочно чистыx родников – лучшая из горных вод. Никогда не пейте чай, сделанный из воды, которая падает водопадами, хлещет из родника, мчится стремительным потоком или крутится водоворотом и всплескивается, как будто природа ополаскивает свой рот. Злоупотребление такой водой для изготовления чая, приводит к болезням горла. Из множества других ручьев, текущих через горы и долины, есть прозрачные и чистые, но они проваливаются в землю и поглощаются, не находя выхода. От горячего сезона до мороза, дракон может быть заключен [изолирован] и вредные яды накопятся в их пределах.

Один только вкус воды скажет Вам, приемлема ли она. Если злой дух потока заставляет воду кипеть [пузыриться], как свежий ключ, вылейте ее [воду].Если Вы используете речную воду, берите только ту, вблизи которой не было человека и, если это хорошая вода, вылейте большое количестве ее перед использованием.Когда вода кипит, она должна выглядеть как рыбьи глаза и испускать тихий звук. Когда в краях [котла] она журчит как кипящий [пузырящийся] родник и напоминает нанизанный неисчислимый жемчуг, она достигла второй степени [стадии кипения]. Когда она бьется, как величавый прибой и звучит, как вздымающаяся волна, она достигла вершины [кипения]. Больше воду уже кипятить нельзя и она не должна использоваться.Когда кипящая вода находится в ее первой стадии, желательно добавить меру соли в соответствии с количеством воды. Когда остановиться, вы можете сказать, попробовав [воду].

В течение второй стадии кипения, отлейте ковш воды и размешивайте [воду] вокруг центра кипения вашими бамбуковыми щипцами. Если вы считаете, что этого недостаточно, опустите щипцы в центр кипения и сделайте круговое движение с силой. Если она [вода] все еще бьется, волнуясь и брызгая пеной, влейте назад немного воды, которую отлили. Это остановит перекипание и, наряду с тем, поддержит основные достоинства.Вылейте в чашки так, чтобы [чай] вышел пенистым. Пенистые клочки – украшение отвара и называются [они] Мо, если тонкиe и По, если густые. Когда они прекрасны и легки, их называют цветами, поскольку они напоминают цветы дерева ююбы, легко несомые на поверхности круглого пруда.Они должны напоминать заводи, крутящиеся маленькими водоворотами, волнистые островки или плавающую ряску во время сотворения мира.

Они должны походить на гонимые ветром облака в ясном синем небе и иногда накладываться, как чешуя рыбы. Они должны походить на медяки, зеленые от времени, перемешиваемые речными стремнинами, или располагаться, как лепестки хризантемы, беспорядочно рассыпанные на подставке кубка.Чтобы достигнуть пены, называемой По, нагрейте оставшуюся воду, пока не закипит. Тогда тонкая и легкая цветочная пена соберется и станет столь же серебристой и белой, как снегопад.Поэма o чае говорит о пене, как o пламенеющем блеске, и говорит, что она должна быть столь же блестящей, как сугроб и столь же роскошной, как весенний лотос.Когда Вы отливаете воду во время первого кипения, позвольте ей постоять. Если на поверхности пены есть паутина, как черное облако, не пейте, поскольку вкус будет ложным.Первая чашка должна иметь запоминающийся вкус, необыкновенный и устойчивый.

Есть те, кто позволяет [чаю] продолжать кипеть, чтобы лелеять изящество и сохранять пену даже на протяжении первой, второй и третьей чашки. После третьей чашки, нельзя выпить больше, чем четвертую или пятую чашку, если не испытываете жажду.При каждом варении, один шен воды должен использоваться для пяти чашек чая. Пейте чай чашка за чашкой так, чтобы тяжелые примеси [муть] остались на дне, а отборная пена плавала от края до края, как клочки тонкого льда. Тогда тонкие достоинства чая будут полностью сохранены. Но когда Вы пьете [чай], только [прихлебывайте] маленькими глоточками. Иначе вы растрачиваете вкус.Умеренность – сущность чая. Чай не позволяет себе расточительности. Если чай пресный и слабый, он потеряет аромат даже раньше, чем половина чашки исчезнет. Сколько еще таких случаев расточительности в его использовании! Трепет цвета исчезнет и совершенство аромата растает.Когда чай имеет сладкий вкус, его можно назвать Чиа.

Если он менее сладок и горьковат, или крепок, он называется Чуан. Если он горький или крепкий при прихлебывании, но сладок, когда проглатывается, он называется Чa.


ЧАЕПИТИЕ

На этой Земле рождены три вида существ. Одни крылатые и летят. Одни покрыты шерстью и бегут. Однако другие растягивают свои рты и говорят. Все они должны есть и пить, чтобы выжить.Есть времена, тем не менее, когда значение «напитка» становится неясным. Если кому надо просто утолить жажду, то он может выпить рис и воду. Если неожиданно напала меланхолия, печаль или гнев, он может обратиться к вину, чтобы выпить. Но если кто желает рассеять вечернюю бесплодную апатию, то для этого предназначен чай.Теперь чай, используемый как напиток, первым был обнаружен Императором Шэнь Нуном. Среди других великих любителей чая, мы слышали, что в государстве Лю был князьЧжоу, в то время как государство Чи имело Иен Иинга. Во времена династии Хань был Янь Сунь и Ссу-Mа Сянь-джу.

Во времена Ву, был Вей Яо. Во времена Чин был Лю Ку, а также Чань Тсай, мой дальний предок Лу На и Си\’ Но это среди других, пришедших случайно на память. Все они пили чай.Чай по обычаю пили так обильно, что он глубоко погрузился [вплелся] в наши обычаи и процветает в нынешней династии, как на севере, так на юге. От Чин до Ю, он [чай] обычный напиток каждого семейства.Напиток, который пьют люди, может быть [происходить] из крупного [скрученного?], рассыпного, порошкообразного и плиточного [прессованного] чая. Он [чай] может быть покрошен, отварен [пропарен], прожарен и набит в бутылку или глиняной сосуд, где он дожидается только горячей воды.Иногда такие добавки как лук, имбирь, плоды ююбы, апельсиновая кожица, ягоды кизила или мята варятся вместе с чаем.

Такие составные части могут быть просто рассыпаны по поверхности для украшения, или они могут вариться вместе, а пена выливаться. Напитки как этот – не больше, чем помои из желобов и канав; тем не менее, увы, это – всеобщий обычай таким образом делать чай.В тысяче вещей, которые вскармливает Небеса, есть высочайшее совершенство. Только для праздности и успокоения человек работает над вещами. Он уединяется в доме. Так он облагораживает дом и доводит его до совершенства по своему вкусу. Он покрывает себя одеждой. Он облагораживает одежду до совершенства. Он потребляет до пресыщения и пищу и питие. Их тоже он совершенствует и облагораживает до предела.Так и с чаем.

Есть девять критериев, которым человек должен следовать, когда он имеет дело с чаем:

  • 1. Он должен изготовить его [чай].
  •  2. Он должен развить ощущение избирательности и распознавания об этом [о чае]. 
  • 3. Он должен запастись надлежащей утварью. 
  • 4. Он должен подготовить правильный вид огня. 
  • 5. Он должен выбрать подходящую воду. 
  • 6. Он должен жарить чай до изменения.
  • 7. Он должен хорошо его размолоть.
  • 8. Он должен сварить до его предельного совершенства.
  • 9. Он должен, наконец, выпить его. 

Здесь нет кратчайших путей. Просто собрать чай в тени и высушить его в прохладе вечера, это не [значит] изготовить его. Грызть его для [определения] вкуса и нюхать его для [определения] аромата не значит разбираться [в чае]. Приносить с собой заплесневелый треножник или чашку, наполненную оскорбляющими нос запахами, не [означает] запастись надлежащей утварью. Смолистые дрова и старый кухонный древесный уголь – не [подходящий] материал для приличного огня. Вода из бурных стремнин или запруженных паводков – неподходящая вода. Чай не может быть назван прожаренным, если он нагрет снаружи и оставлен сырым внутри. Превращение его в нефритовый порошок или зеленую пыль не [значит] размалывать [чай]. Неуклюжее обращение с орудиями или переход от орудия к орудию, которое привлекает внимание – это не варение чая.

Наконец, употребление непомерных количеств чая летом и совсем ничего зимой, это не [значит] пить чай.Для изящной свежести и яркого аромата, ограничьте число чашек до трех. Если кто может быть удовлетворен меньшим, чем совершенство, то пять [чашек] допустимы. Если число гостей до пяти рядов, будет необходимо использовать три чашки. Если семь, то пять чашек потребуются. Если есть шесть гостей или меньше, не экономьте на числе чашек.Но если хотя бы один гость отсутствует в сборе, то запоминающийся и устойчивый вкус чая должен занять его место.


ОБОБЩЕНИЕ


Относительно приготовления [чая] и посуды. Если весной, когда запрещен огонь [запрет на огонь начинается за день до праздника Цзин Мин – праздника Чистоты и Ясности. Празднуется на 106 день после зимнего солнцестояния. Посвящен поминанию усопших предков], а кто- то собрал однако немного чая в дебрях или, возможно, у монастыря, или в горном саду, или роще; и если он уже отпарил, размолол, поджарил и высушил [чай] на огне, он может обойтись без некоторых из семи степеней [производства чая]. То есть он не должен сформировать его, размолоть его, высушить его на древесном угле над ямой для просушки, нанизать его, подвесить его в навесе для просушки, связать его или поместить в контейнер для хранения. Всеми этими шагами можно пренебречь.Относительно снаряжения для приготовления чая: если среди сосен есть скала, на которой можно сидеть, позволительно исключить полку [подставку] для утвари.

Если кто использует сухие дрова и треножник, тогда позволительно пренебречь котлом, сосудом для золы, каминными щипцами и подпоркой. Если кто-то, будучи удачливым, нашел чистый родник или случайно натолкнулся на быстрый поток, ему нет надобности использовать емкость для воды, коробку для чистки и фильтр для воды.Если есть только пять гостей или меньше и хозяин выбирают совершеннейшие чаи для наслаждения, он может обойтись без сита, чтобы процеживать чай.Далее, если кто-то пытается избежать колючих зарослей, если он взбирается на крутой утес, или если он вынужден подниматься на веревке к горной пещере, чтобы подогреть и смолоть себе чай, он может оставить без внимания ролик, щетку и дробилку – подготовленный чай он хранит в бумажном мешочке или корзине.

Даже допустимо не использовать корзину для переноса утвари, если будет достаточно корзины для фруктов, чтобы уместить остальную утварь – ковш из тыквы-горлянки, чаши, палочки для еды, письменные приборы, кухонную утварь, чашки и сосуды для соли.Однако, когда в окруженном стеной городе, в воротах встречают принца или герцога, число двадцати четырех орудий обнаружится, уменьшившись хотя бы лишь на одно, тогда лучше обойтись совсем без чая.


СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ “ЧАЙНОГО КАНОНА” МОЖНО ЗДЕСЬ