«Послание к Учителю Дхармы»

"Послание к Учителю Дхармы"

Мурата Сюко
ПОСЛАНИЕ СЮКО К УЧИТЕЛЮ ДХАРМЫ ФУРУИТИ ХАРИМА
(Сюко Фуруити Харима-хоси-атэ исси)


Самое неподходящее для этого Пути *1 самодовольство в сердце и привязанность к [собственному] «я» *2. Еще более неподходящее дело — завидовать искусному мужу и смотреть свысока на новичка. Следует, приблизившись к искусному мужу, вздыхать от каждого [его]слова, а также, насколько получится, обучать новичка. Великим делом для этого Пути является стирание границ между японским и китайским. Это очень важно, и следует быть внимательным [к этому]. Кроме того, речь прерывается [от возмущения] оттого, что в нынешние времена, говоря о «замерзшем — высохшем», новички берут вещи из Бидзэн и Сигараки *3 и [выставляют] себя высокими [в мастерстве] и погружен ными [в знание истинной сути Пути], чего [другие] люди не признают. Должно быть, интересно [узнать, что] «засохнуть» — это обладать хо рошей [чайной] утварью, хорошо знать [ее] «вкус» и основой сердца ценить [ее], после чего как раз и [достигается] «замерзшее — тощее».

Но если это так, то люди полностью не способные постичь «замерзшее — высохшее» вообще не должны прикасаться к утвари! Какой бы вид [она] не
имела, важно вздыхать [, посмотрев на нее] *4. Только самодо вольство и привязанность к [собственному] «я» плохи,
но все же, если не будет самоуважения, Путь [чая] останется непостигаемым. Знаменитое выражение [, раскрывающее суть] Пути: «Будь учи телем сердца, но не делай сердце учителем».


Комментарии:

Перевод выполнен по изданию «Тядо котэн дзэнсю» («Полное собрание классических трактатов Пути чая») [61], т. 3, с. 3.

  1. Т. е. Пути чая.
  2. Привязанность к собственному «я» (яп. гадзё) во всех без исключения буддийских школах считается очень серьезным препятствием на пути достижения просветления. Апелляция к этому положению буддийской догматики при обсуждении важнейшего вопроса о пригодност того или иного лица к занятиям чайной церемонией свидетельствует о буддийских критериях Сюко в подходе к чайному действу.
  3. Главные центры гончарного производства в средневековой Японии.
  4. Т. е. видеть истинную, «скрытую» красоту утвари, какой бы грубой на первый взгляд утварь ни была, и, постигнув эту красоту «основой сердца», вздыхать от восхищения.