Вы сейчас просматриваете Чай в гастрономии. Часть 1

Мы привыкли к тому, что чай – это напиток. Но так было не всегда. Во многих уголках мира сохранились архаичные традиции употребления чая в пищу.Скорее всего, как и другие растения, древние люди пытались жевать свежие чайные листья, то есть – есть их.В древнекитайских легендах великий врачеватель и собиратель трав Шень Нун (Яован, царь лекарств) пробовал на себе действие каждой из тысячи найденных им лекарственных трав. Но однажды, растение оказалось ядовитым, и Шень Нун сильно отравился. Противоядием же оказалась молодая неприметная листва, случайно упавшая умирающему целителю в рот. Так был найден чай. Рассмотрим подробнее способы употребления чая в качестве пищи.

Цампа

Сложно представить себе тибетскую кухню без цампы, а цампу без чая. В Тибете и других провинциях горного Китая, Индии, Бутана, в Непале и всюду, где живут этнические тибетцы, монголы и буряты пьют масляный чай и едят его. Чайное сырье экспортируется из Китая примерно с 650-х годов, а форма «прессованного блина» была придумана для удобства транспортировки на длинные расстояния. В частности, в Тибет.

На фото: варка часуймы на монастырской кухне

В горах, где нет деревьев и почти не растут овощи и злаки, чай является незаменимым источником аминокислот и ферментов, для улучшения пищеварения горцев. А также вкусным витаминным напитком и основной пищей кочевников-скотоводов.

На фото: традиционный завтрак. Тибетская семья заливает цампу маслянным чаем и размешивает руками.

Чай пуэр в больших лепешках есть в каждом доме и каждом шатре тибетцев. Утром хозяйка кипятит воду, часто используя сухие ячьи лепешки в качестве топлива. Для смягчения воды добавляется соль и иногда сода, а также масло из молока нака. Именно нака, так как яки (этим словом называют только самцов) молока не дают. Чаще всего используют пропорцию воды и молока один к одному. Если поблизости нет источника, берут просто молоко.

Далее приступают к изготовлению часуймы в специальной маслобойке донмо. Это устройство выглядит как большая выдолбленная колода-ступа с пестиком. Чай, процеженный от листьев, с молоком, солью и маслом взбивается поступательными движениями в донмо до однородности. В монастырях это часто 108 раз (счастливое буддийское число).Каждый тибетец выпивает 5-6 чашек такого питательного напитка в день минимум. В переходе же от пастбища к пастбищу пастухи питаются одним масляным чаем неделями.

Как сделать настоящий тибетский завтрак? Насыпьте в свою чайную пиалу ячменную муку и залейте часуймой. Размешайте и дайте настояться. Часто тибетцы делают довольно крутое тесто и рукой ловко лепят 3 колобка из получившейся каши. Цампа готова. На завтрак еще могут подать сушеный сыр чура, также из молока нак.Можно заваривать муку масляным чаем на свой вкус и есть как кашу. Детям иногда добавляют сушеные фрукты или сахар.Вместо ячменной муки можно использовать пшеничную или даже рисовую муку. Но вот водой вместо чая цампу заваривают только очень бедные или ленивые хозяйки.

Самый первый колобок цампы за день, речь идёт о “чистом”, никем не попробованном кушании, преподносится на алтарь буддам и защитникам.Цампу часто используют в монастырях во время ритуалов. Например, как подношения на алтарь, а во время предновогоднего ритуала Гутор для очищения от болезней и грехов.

На фото: монахи лепят из цампы подношения для алтаря

Продолжение читайте здесь: Чай в гастрономии. Часть 2.

Автор: Анна Назаренко, специально для сайта cha.com.ua