Вы сейчас просматриваете Селадон, цинци

Цинци (цин-цы, цин ци, цин цы), или селадон – это разновидность фарфора, прекрасно подходит для китайского традиционного чаепития коллекционного чая.

Слово «цинци» можно перевести как «сине-зеленая керамика». На Западе такую посуду чаще называют селадон (по одной из версий это название происходит от имени пастуха из романа Оноре д’Юрфе «Астрея», который носил светло-зеленую одежду).

Некоторые историки считают, что посуду цинци начали делать более двух тысяч лет назад. Другие исследователи считают, что производство началось в X веке. Известно точно, что в династию Южная Сун (IX–XII вв.) в районе Лун Цюань на территории современной провинции Чжэцзян уже располагались печи для обжига.

Посуда цинци быстро завоевала популярность, как в Китае, так и за его пределами. Европейские аристократы и коронованные особы тратили большие деньги на покупку этого фарфора. Правитель Саксонии Август II даже построил дворец для хранения изделий из цинци. Португальцы писали в своих отчетах о торговых операциях, что «изделия из селадона – самые прекрасные из всего, что придумали люди, они красивее, чем золото, серебро или хрусталь».

При производстве цинци используется высокотемпературный обжиг (более 1000 градусов) и особая глазурь с добавлением оксида железа, из-за чего посуда приобретает зеленовато-синий оттенок и особый блеск. Изделия цинци очень плотные, с толстыми стенками, округлые и гладкие. Такую посуду иногда сравнивают с нефритом.

Цвет глазури колеблется от светло-зеленого или бледно-голубого (цвет озерной воды) до зеленоватого (цвет зеленой сливы), темно-зеленого или серо-голубого (цвет грозового неба).

При производстве часто применяют особый прием, из-за которого на поверхности появляются маленькие трещинки – так называемые кракле, которые придают изделиям особый колорит, налет старины, колорит древности.

Чаще всего посуда из цинци ничем не украшается, чтобы не отвлекать внимание от красоты линий и прекрасного цвета глазури. Иногда мастера добавляют небольшие украшения, например, на дне чашки делают рельеф в виде небольшой рыбки или цветка. Вазы украшают скромным орнаментом, который подчеркивает изысканные переливы глазури.

В посуде из цинци хорошо готовить чай, селадоновая посуда медленно нагревается и медленно остывает. Чашка долго держит тепло, а чай прекрасно оттеняет глубокий цвет глазури. В некоторых чайных трактатах писали, что цинци лучше всего подходит для питья зеленого чая, так как цвет глазури красиво сочетается с цветом чайного настоя. Селадоновая посуда хороша и для других видов чая.

Керамика (тао 陶) является самой древней и масштабной отраслью китайского декоративно-прикладного искусства и ремесла.

В китайской традиции изобретение гончарного дела приписывается легендарным древним правителям — Божествен­ному земледельцу (Шэнь-нун 神農 ), Желтому императору (Хуан-ди 黃帝). Такие предания излагаются, в частности, в начальных главах трактата Чжу Яня 朱琰 (XVIII в.) «Тао шо» 陶說 («Слово о фарфоре»), опубликованного в 1767 г.

Помимо собственно гончарного дела, керамические материалы широко использовались и в изобразительном искусстве для изготовления погребальной и храмовой скульптуры и рельефных композиций, а также архитектурных деталей и многих других категорий предметов. Однако далее речь пойдет исключительно о посуде.

Типология керамической посуды.

Китайская керамика образована множеством различных региональных сортов, которые в новейшей специальной литературе подразделяются на три главных вида:

  • «гончарная продукция»,
  • «каменная» керамика
  • фарфор.

Понятие «гончарная продукция» (или «горшечный товар», в европейской терминологии «earthware») объединяет изделия, выполненные из обычных глин и прошедшие обжиг в температурном режиме в пределах 800–1000º.

«Каменная» керамика («stoneware») и фарфор — изделия из керамической массы, в состав которой входит каолин (каолиновая глина, гаолин-ту 高嶺土). Так обозначаются фракции жидкой и тугоплавкой глины, имеющей в своем составе вещество каолинит, образовавшееся в ходе геологических процессов из алюминия и кремнесодержащих горных пород. Его полная химическая формула: Al20 2Si02 2H20. Термин происходит от топонима Гаолин 高陵 (Высокие холмы) — названия местности и холмистой гряды, тянущейся с севера на юг на стыке провинций Хэнань и Хэбэй. Залежи каолинитосодержащих глин имеются и во многих других географических районах Китая. Они проходят широким поясом по его северо-западному и центральному регионам, залегая под толщей лёссовых почв, и затем выходят ближе к поверхности вдоль отрогов горных массивов на территории провинций Хэбэй и Хэнань. Самые богатые и лучшие по своему химическому составу каолинитосодержащие глины сосредоточены в юго-восточных и южных районах Китая. Все европейские термины, использующиеся для обозначения фарфора, не имеют отношения к его оригинальному названию.

Термин «фарфор» происходит от персидского слова багпур, которое, в свою очередь, считается искаженной транскрипцией титула китайского императора — тянь-цзы 天子 (Сын Неба) и означает «императорский», т.е. в нем зафиксирован высочайший общественный авторитет фарфоровых изделий. Итальянский и французский термины (соответственно порцеляна и порсэлэн) восходят к латинскому слову порчэлла — «белая ракушка», и в образной форме предают цвет черепка этих изделий. Английское название фарфора — чайна, вошедшее в употребление в Европе XVI в., тоже происходит от персидского слова чини, которым в странах арабо-мусульманского региона было принято именовать Китай.

В китайском языке все керамические сорта, содержащие каолин, включая фарфор, обозначаются словом – цы 瓷. Поэтому еще недавно и в европейском искусствоведении не существовало четкой дифференциации на фарфор и «каменную» керамику: относящиеся к ней предметы квалифицировались как «протофарфор», «фарфоровидные» или изделия «с фарфоровидным черепком».

Различия между фарформ и “каменной” керамикой

Фарфор и «каменная» керамика принципиально различаются по составу керамического теста и особенностям технологического процесса. Обязательным компонентом фарфоровой массы является «фарфоровый» камень (цы-ши 瓷石) — порода вулканического происхождения, представляющая собой соединение полевого шпата с белой слюдой. Изготовление «каменной» керамики предполагало добавление кварцесодержащих веществ, в качестве которых чаще всего употреблялся песок. «Фарфоровый» камень, если и использовался в ней, то в иных пропорциях, чем в фарфоре. Процесс изготовления «каменной» керамики не требовал такой тщательной очистки компонентов, как фарфоровое производство, поэтому керамический черепок обычно имеет зеленоватый, бледно-кремовый или серовато-белый цвет, заметно отличаясь от белоснежного черепка высококачественного фарфора (фарфор низкого качества иногда характеризуется незначительными цветовыми примесями).

Следующее принципиальное различие между «каменной» керамикой и фарфором заключается в температуре их обжига. Температура обжига «каменных» керамических сортов, в зависимости от времени и географии их изготовления, колеблется в пределах от 1050 до 1250º. Температура обжига фарфора должна быть не менее 1350º, только тогда происходит качественная трансформация исходной физической структуры керамической массы, и она, благодаря содержащемуся в каолиновой глине кремнию, становится стекловидной, просвечивающей и полностью водонепроницаемой.

История развития китайской керамики

Начальная стадия в истории развития китайской керамики относится к эпохе неолита, когда сложились основные технологические приемы изготовления керамики, базовый набор категорий и форм изделий и способы их орнаментации…

Керамика эпохи Тан 唐 (618–906). Главными событиями китайского гончарства эпохи Тан считаются дальнейшее развитие прежних сортов «каменной» керамики, расширение географии керамических центров, сопровождавшееся появлением новых сортов и изобретением фарфора. В письменных источниках, характеризующих эту эпоху, называются шесть крупнейших керамических центра:

  1. Юэчжоу-яо 越州窯,
  2. Динчжоу-яо 鼎州窯,
  3. Учжоу-яо 婺州窯,
  4. Юэчжоу-яо 岳州窯,
  5. Шоучжоу-яо 壽州窯
  6. Хунчжоу-яо 洪州窯.

Новейшие археологические находки позволили удлинить этот список до 18 гончарных центров. Главное место в иерархии керамических сортов занял новый вариант «зеленой керамики», получивший название юэ-цы 越瓷, «юэская керамика», по имени области Юэчжоу 越州 (в правобережной зоне Ханчжоуского залива, восточной части совр. пров. Чжэцзян). Известный как Юэчжоу-яо, «мастерские/печи Юэчжоу», этот керамический центр в действительности объединял множество мелких мастерских (территории совр. уездов Шаосинсянь 紹興縣, Сяошаньсянь 蕭山縣, Шанъюйсянь上虞縣 и Юйяосянь 餘姚縣).Располагаясь на площади более 70 кв. км, они были сконцентрированы вокруг оз. Шанлиньху上林湖, служившего для них главным источником воды. «Юэская керамика» отличалась от предшествующих ей сортов цин-цы, производимых в этой же местности в III–VI вв., несколькими существенными чертами:

Во-первых, большей тщательностью очистки компонентов керамического теста, в результате чего черепок изделий приобрел устойчивый серовато-белый цвет, хотя температура обжига оставалась в прежних пределах и даже несколько снизилась (до 1190–1200º).

Во-вторых, усложнением рецептуры глазури за счет введения в нее новых минеральных добавок, в т.ч. титана и оксида меди, обеспечивавших глазурному покрытию насыщенные желто-зеленые и зеленый цвета.Благодаря им, керамические изделия становились внешне похожими на нефритовые предметы.

越瓷-才府

Кроме «потеков» глазури, служивших основным декоративным элементом, сосуды отделывались рельефными изображениями драконов и птиц, а иногда украшались и краткими иероглифическими надписями, указывающими назначение вещей, например, «чашка для чая», «чашка для горького чая». Не исключено, что мастерские Юэчжоу-яо были казенным производственным центром, работавшим на нужды двора (так называемые секретные печи, бисэ-яо 秘色窯). Археологическим подтверждением догадки о том, что «юэская керамика» относилась к предметам роскоши, использовалась в качестве пиршественной и литургической утвари, явилась сделанная в 1987 г. на территории монастыря Фамэньсы 法門寺 (к северо-западу от современного г. Сиань, пров. Шэньси) находка комплекта из 16 предметов, полученного иерархами монастыря в дар от членов танской императорской фамилии.

Являющаяся предшественницей знаменитых селадонов — керамики, выпускавшейся в мастерских Лунцюань 龍泉, «юэская керамика» послужила образцом для многих других производств танского времени.

На юго-востоке страны крупнейшим центром по выпуску имитаций юэ-цы стали мастерские Учжоу-яо, также объединявшие множество печей, находившихся в центральной части пров. Чжэцзян (совр. уезды Цзиньхуасянь 金華縣, Ланьсисянь 蘭溪縣, Дунъянсянь 東陽縣, Юнкансянь 永康縣 и т.д.).

Эти печи работали на местных разновидностях каолина, относившихся к красноземам, и, наряду с имитациями «юэской керамики», выпускали специфическую посуду с декоративным покрытием темно-красной и темно-серой глазурью. Несколько крупных региональных центров функционировали и в районах среднего течения Янцзы.

Наряду с уже упомянутыми мастерскими Хунчжоу-яо, это:

Шоучжоу-яо 壽州窯 и Сяо-яо 蕭窯, находившиеся в пров. Аньхой (в ее центре, вблизи современного г. Хуанань 淮南, и в северной оконечности — уезде Сяосянь 蕭縣, соответственно), они славились чайной посудой с глазурью желтого, зеленого и (реже) белого цветов;

Юэчжоу-яо 岳州窯 (совр. уезд Сянъиньсянь 湘陰縣, север пров. Хунань) — место производства изделий с зеленой, желтой, коричневой и зелено-коричневой глазурями.

Среди «северных» центров, в наибольшей мере отразивших влияние традиции монохромной глазурованной керамики, следует назвать мастерские Яочжоу 耀州 в центральной части совр. пров. Шэньси (в 90 км к северу от г. Сиань), ставшие известными, благодаря археологическим работам.К 1984 г. здесь были обнаружены остатки более 40 мастерских, 50 обжиговых печей и внушительное число изделий, относящихся к эпохам Тан, Пяти династий (У-дай 五代, 907–960) и Северной Сун (Бэй Сун 北宋, 960–1127).

Чаша из желтого глазурованного нефрита из печи Шоучжоу

Согласно высказанному соображению, именно эти мастерские назывались при Тан Динчжоу-яо и были местом первоначального производства керамики с темным глазурованным покрытием.

Трехцветная поливная керамика» (саньцай-тао 三彩陶)

Однако в целом в гончарстве районов среднего течения Хуанхэ наибольшую популярность получили сорта, покрытые полихромными глазурями и выполненные преимущественно из обычных глин. Наибольшей известностью пользуется «трехцветная поливная керамика» (саньцай-тао 三彩陶) или «керамика с разноцветной/полихромной глазурью» (цайсэю-тао 彩色釉陶).В современном искусствоведении этот сорт керамики единодушно считается одним из высших достижений всего декоративно-прикладного искусства эпохи Тан, в котором нашли воплощение важнейшие эстетические установки времени и влияние на китайское искусство чужеземных (в данном случае, персидских) художественных традиций.

трехцветная поливная керамика

До середины прошлого века «трехцветная поливная керамика» оставалась известной исключительно в литературных описаниях и стилизациях, выполненных уже в XV–XVII вв. Ее первые подлинные образцы были найдены в 1949 г. в одном из погребений в окрестностях г. Лоян (пров. Хэнань).

Сегодня установлено, что этот сорт стали выпускать в последней четверти VII в., а расцвет его производства пришелся на первую половину VIII в., когда в технике сань-цай помимо столовой утвари и различных сосудов выполнялось большое число образцов мелкой погребальной пластики, курильниц и изголовий.

Главным центром изготовления «трехцветной поливной керамики» оказались открытые в 1957 г. мастерские Гунсянь-яо 鞏縣窯 (совр. уезд Гунсянь, вблизи г. Лоян).Керамика сань-цай отличалась сложностью технологического процесса, допускавшего несколько вариантов. В состав глазури входили свинец, оксиды меди, кобальта, железа и марганца, обогащавшие глазурное покрытие богатой палитрой зеленых, желтых и коричневых цветов и оттенков. Многие изделия проходили обжиг при температуре 1170–1300º. В этом случае глазурь, обильно нанесенная на поверхность предметов, «текла», образуя неравномерные, частично перекрывающие друг друга разноцветные потеки, которые могли быть дополнены росписями.

А в другом технологическом варианте изделия, предварительно покрытые белым ангобом, обжигались при температуре около 900º, глазуровались и подвергались повторному обжигу при температуре около 800º. В декоре могли использовать и дополнительные глазури, чаще всего, сделанные на основе кобальта — самого редкого и дорого в то время красителя, а также применять окраску отдельных фрагментов изделия (например, ободка тарелки).

Производство «трехцветной поливной керамики» продолжалось, постепенно сокращаясь, в эпоху Северная Сун, пока не прекратилось окончательно. Возможно, это было связано с уничтожением производственных центров сань-цай в результате частичного завоевания Китая чжурчжэнями, но вероятно и то, что красочность подобной керамики вступила в противоречие с новыми эстетическими критериями, установившимися в китайском искусстве X–XIII вв.

Гунсянь-яо 鞏縣窯

В настоящее время в КНР возрожден выпуск изделий, аналогичных танской «трехцветной поливной керамике» если не в технологическом, то в эстетическом отношении. Существующее в качестве регионального художественного промысла, это производство в основном решает задачу создания сувенирной продукции, имитирующей погребальную скульптуру эпохи Тан. Чаще всего в такой технике выполняются ориентированные на туристов статуэтки лошадей и верблюдов, являющиеся стилизациями наиболее популярных образцов погребальной пластики VII–VIII вв., а также фигуры крупных размеров, пользующиеся спросом у местного населения в качестве декоративной садовой скульптуры.

Керамика с цветной глазурью — хуаю-тао 花釉陶

Наряду с «трехцветной поливной керамикой» в ряде мастерских на территории среднего течения Хуанхэ — Лушань-яо 魯山窯, Цзясянь-яо 郟縣窯 (совр. пров. Хэнань), Цзяочэн-яо 交城窯 (пров. Шаньси) и Тунчуань-яо 銅川窯 (пров. Шэньси) выпускалась своеобразная в технологическом отношении керамика, украшенная потеками двухцветной глазури — хуаю-тао 花釉陶, «керамика с цветной глазурью».При ее декоративной отделке на тулово сосуда наносилось покрытие черного, желтовато-коричневого или оливково-зеленого цвета, поверх которого разбрызгивали глазурь других цветов — синего, голубоватого, серого.

В процессе обжига при температуре свыше 1000º глазурь основного тона сплавлялась с глазурными брызгами, образуя эффектную декорацию в виде контрастных пятен и потеков (например, серо-голубых с черными вкраплениями на черном фоне).

Традиция расписной керамики продолжила свое существование в эпоху Тан, во многом благодаря работе мастерских Цычжоу-яо, в которых тогда выпускалась в основном т.наз. популярная керамика (минь-тао 民陶) — изделия массового спроса, предназначенные для простого населения.

Значительно более примечателен факт возникновения центра расписной керамики в южных районах Китая, где ранее преобладала монохромная керамика. Таким центром стали мастерские Тунгуань-яо 銅官窯 (или, Чанша-яо 長沙窯), находившиеся в центральной части совр. пров. Хунань (в 27 км к северо-западу от г. Чанша). О них стало известно благодаря археологическим работам (1979), открывшим остатки 19 обжиговых печей и многочисленные готовые изделия.

Выяснилось, что этот керамический центр возник в середине эпохи Тан, достиг наивысшего расцвета к X в. и в том же столетии прекратил свое существование. По единодушному мнению специалистов, мастерские Тунгуаня представляли собой не только масштабное производство, но и самостоятельную художественную школу, использовавшую для отделки керамики полихромную роспись красками на медной основе. В росписи преобладали зеленые и красные цвета в сочетании с коричневато-желтой и коричневой глазурью.

Исследователи выделяют пять типов росписей: во-первых, геометрические узоры, состоящие из ромбов, кругов, крестообразных фигур, которые могут быть дополнены стилизованными изображениями облаков, волн и лотосов. Во-вторых, композиции на тему «цветы и травы», как правило, включающие изображения цветов водяной лилии, отличительной особенностью которых представляется сочетание широких мазков и тонких штрихов, иногда дополненных легкой подцветкой, что сближает эти композиции со станковой живописью. В-третьих, зооморфные сюжеты, как правило, выполненные в экспрессивной манере, несколькими энергичными мазками, включающие изображения реальных представителей животного мира — зверей, птиц и рыб, и фантастических существ (дракона, феникса). В-четвертых, ландшафты, отдаленно напоминающие пейзажную живопись на свитках. В-пятых, жанровые композиции, среди которых достойны упоминания сцены с играющими детьми и изображения чиновников.

В декор керамических изделий активно вводились надписи, иногда заменявшие собой живописные сцены. Хотя продукция мастерских Тангуаня, очевидно, не пользовалась массовым спросом на внутреннем рынке страны, она составляет важное звено в истории развития не только керамики, но также китайского фарфора.

На протяжении эпох Тан, Пяти династий и Северной Сун фарфор превратился из региональной продукции, распространенной на северо-востоке Китая, в главный вид китайской керамики. Однако параллельно с ним продолжают существовать и разные сорта «каменной» керамики, отдельные из них играют определенную роль и в декоративно-прикладном искусстве современного Китая.

(из книги “Духовная культура Китая”, энциклопедия в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 246-261; Автор: Кравцова М.Е.)